Список форумов Портал Синус (Все Возможные Миры!)

Портал Синус (Все Возможные Миры!)

Добро пожаловать на Портал Синус!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

О национальном характере.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Портал Синус (Все Возможные Миры!) -> Форум 7
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Оксана



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 05.05.2011
Сообщения: 1739
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 9:13 pm    Заголовок сообщения: О национальном характере. Ответить с цитатой

Каждый народ имеет свой национальный характер, свой менталитет, как сейчас говорят. Попробуем в этом разобраться, используя мнения авторитетных современных специалистов.

Как раз сегодня мне попалась замечательная статья филолога Татьяны Мироновой «Мифы о русском национальном характере» ("Наш современник", 2012, №3).


Татьяна Миронова разбирает и опровергает наиболее распространённые мифы о русском национальном характере, но опровергает их не путём каких-то литературных или жизненных примеров, а на основе сравнительного анализа языков – русского и других. На мой взгляд, это не всегда выглядит убедительно, но понравилась сама тема статьи и некоторые её моменты.

"Что есть национальный характер? Действительно ли нас, русских, многомиллионную массу сородичей единят общие черты и склад ума, одинаковое восприятие жизни и схожий порядок действий? Наука этнология сегодня признаёт, что национальный характер и вправду существует, он объединяет людей в народы и племена и отличает их друг от друга.

Но вот в описание национальных характеров подчас вкрадываются лукавые измышления, которые извне навязываются народу в качестве его собственных представлений о себе самом. Ложь мифов о русском национальном характере прочно засела в наших головах. Мы привычно рассуждаем о пресловутой русской лени, о женственной мягкости и податливости русской натуры, о нашем бесконечном всепрощении и самоуничижительной смиренности, не замечая даже, что программируем собственное поведение, оправдывая собственные человеческие слабости особенностями своей национальности. Но язык наш и история легко соскребают ракушечник клеветы с днища русского корабля, чтобы тот спокойно и плавно двигался наравне с другими народами, уверенный в преимуществах своего величавого хода, наращивая скорость и мощь».


Говоря о мифе о русском гуманизме, Миронова пишет: «Это научно доказанный факт, что без понятия о чужих народах ни один народ, ни одно племя не могут ощутить себя самодостаточным, особенным, отличным от других этносом… Ксенофобии – боязни чужих народов, неприятию чужих народов, отстранённости от чужих народов – столько же лет и тысячелетий, сколько самим племенам и этносам… Открытость и гуманизм могут быть свойствами отдельного человека, но не целой нации, иначе нация распадается и изничтожается, ведь из её самосознания в таком случае изымается главный стержень, на который нанизывается всё национально значимое, и этот стержень – любовь к своим и неприятие чужих».

Пресловутый пролетарский интернационализм, усиленно насаждаемый нам со школьных лет, на самом деле не играет на руку становлению и развитию нации.

«В советское время мы были национально ослаблены и истощены, во-первых, оголтелой пропагандой интернационализма, нахально эксплуатирующего миф об открытости и гуманизме русского народа, во-вторых, административным подавлением всего национально-самобытно русского в обычаях, культуре, языке, в-третьих, сглаживанием противоречий с соседствующими народами за счёт предоставления наших государственных территорий в их суверенное владение. Но вот отпало промывание русских мозгов интернационализмом, и мы видим, как в лоне коммунистической пропаганды подросло и окрепло национальное самосознание наших соседей – прибалтов, грузин, армян, азербайджанцев, казахов, таджиков, туркмен… Ныне и мы вспомнили о своих корнях и традициях, и увидели, что иные народы резко отличаются этим от нас, причём живя по соседству, рядом с нами. И, наконец, эти самые соседи начали притязать на нашу землю, менять наши порядки, нарушать наши обычаи, портить наш язык, захватывать нашу собственность, искажать нашу Веру! Каково терпеть это русскому сердцу! И в противлении тому нет никакой преступной ксенофобии, а обычный для русского народа, да и для любого народа, населяющего землю своих предков, инстинкт национального самосохранения, который сегодня для русских становится последним шансом выживания».

Тема взаимоотношений русских и других народов продолжена в главе, посвящённой мифу о русских угнетателях.

«Разговоры о нетолерантности русского народа, о его природной агрессивности и враждебном отношении к инородцам идут давно и настойчиво. В нас развивают своего рода комплекс вины, настаивая на том, что русские, простираясь на огромные территории, всегда вели себя как завоеватели-оккупанты, подавляя, порабощая, ассимилируя иные народы. Вспомните, как воспитывали вражду к нам в балтийских этносах – в литовцах, латышах, уверяя их в агрессивных притязаниях русских на исконные земли балтов. Латыши и литовцы несколько подзабыли судьбу пруссов – их балтийских соплеменников, которые оказались стёрты с лица земли германскими племенами, и памятью о погибшем племени пруссов осталось лишь название бывшей немецкой провинции – Пруссии».

В главе «Миф о русских завоевателях» Миронова пишет: «Мы боимся выговорить слово «русский», а за книги…, за фильмы,.. поднимающие русский вопрос, нас бросают в тюрьмы, сами же книги и фильмы запрещают при нашей безропотности». По сути здесь автор продолжает ту же тему.

Далее автор разбирает миф о русской лени.

«Лень – одна из главных черт характера в представлениях иноземцев о русском народе… Классики русской литературы под обаянием чужих заблуждений тоже роняли небрежные упрёки своему народу: «Мы ленивы и нелюбопытны»… Это очень выгодно сегодняшней власти, которая изо всех сил укореняет в нас привычку проводить время в безвольном сидении у телевизора». На самом деле, эти слова (про телевизор) можно отнести не только к русскому народу. Это беда всего мира.

В главе о русском всепрощении очень эмоционально написан следующий абзац: «Без всякого наказания остались заявления Виктора Ерофеева из его опуса «Энциклопедия русской души»: «Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене. Иначе они перестанут быть русскими. Русские – позорная нация. Национальная идея русских – никчёмность. Русских надо пороть. Русские – самые настоящие паразиты. Нормальное состояние русского – пьяное. Русских скорее объединяют дурные качества – лень, зависть, апатия, опустошённость». Попробовали бы вы выпустить тот же самый текст, где вместо слова русский значилось бы еврей или чечен, армянин или татарин, мир тотчас услышал бы грозный протест оскорблённой нации, не миновал бы и кровавых последствий автор подобной дерзости. Да, впрочем, и не рискнул бы никакой Ерофеев даже икнуть в сторону любого из этих народов. А оскорблять русских не только смеет, а делает это с нескрываемым наслаждением».

Ирония звучит в главе «Миф о русской смиренности»: «Мы скромные, куда нам до Церетели, мы смиренные, пусть гордится Абрамович, мы кроткие, пускай возносится Кобзон. Но народ, в элите которого преобладают чужаки, давно назван учёными химерой. Нежизнеспособны химеры, рассыпаются в прах, так учит нас опыт истории…
Надо понимать нам сейчас, что исконные программы нашего поведения среди своих не работают во благо в условиях национальной катастрофы, когда русские ведут борьбу за выживание в чужеродной агрессивной среде. Русское самоумаление сегодня – это беда, которая может закончиться национальным самоубийством»


Также автор рассматривает и опровергает мифы о русском анархизме, о женственности русского характера.

Очень интересная, эмоциональная, актуальная и своевременная статья. Необходимо такими статьями пробуждать наше самосознание.


Последний раз редактировалось: Оксана (Вт Июн 11, 2013 6:48 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Оксана



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 05.05.2011
Сообщения: 1739
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июн 16, 2012 3:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот необычное и не до конца мною понятое мнение Вячеслава Киктенко, высказанное им в повести "Неандертальца ищу..." ("Москва", 2012, №5):

«Два типа (архетипа?) русского человека: бунинский – центростремительный, и есенинский – центробежный. Две, казалось бы, непримиримые силы в сердце народа, даже в каждом человеке – один «строитель» жизни, другой – «разрушитель», «проматыватель». Так за кем же правда и путь? Ведь оба до боли дороги, и оба – русские до мозга костей…
Пытался выбрать – не получается. Только обворуешь себя, отказавшись от любого из них…… вдруг осенило: да на земном уровне этого и не разрешить, здесь проблема иного уровня!..
А, по сути, ни от кого отказываться и не надо. Просто «чистый» Бунин – это правда земная, а «грязный» Есенин – правда небесная. И оба необходимы, «нераздельны и неслиянны», как очень многое в России. Буниным восхищаются, Есенина – любят (как всё не от мира сего). И оба, оба нужны!..»


Как-то необычно - «чистый» Бунин – это правда земная, а «грязный» Есенин – правда небесная». Привычнее считать наоборот.

http://www.proza.ru/avtor/kikto&book=2#2
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Proto



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 29.09.2010
Сообщения: 2817
Откуда: Рига

СообщениеДобавлено: Сб Июн 16, 2012 10:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот ведь как... парадоксально! Не всегда, вероятно, чистое чище грязного. В кающейся, прозревшей Магдалине больше небесного, чем в высокомерной, туповатой земной монахине.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Оксана



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 05.05.2011
Сообщения: 1739
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июн 16, 2012 10:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А мне кажется, что парадокс здесь вот в чём: земная "чистая" правда - это некая близость к земле, природность, естественность. А "грязная" небесная правда - это наслоения выдумок до небес, вычурность неестественность, ханжество.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Proto



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 29.09.2010
Сообщения: 2817
Откуда: Рига

СообщениеДобавлено: Вт Июн 11, 2013 7:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, здесь как бы единство противоположностей, может быть... Комплиментарность противоположностей. Есенин- конечно же... хулиган! И- скандалист! С его же признаний. И- покаяний! И там то уж точно нет вычурности, неестественности. За что тоже и помнят его. Впрочем, и Бунина- тоже!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Оксана



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 05.05.2011
Сообщения: 1739
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Окт 31, 2013 7:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья Владимира Якобсона, «Кое-что о патриотизме» ("Звезда", 2013, №9).

О национальном характере:

«История и культура (а не гены!) определяют национальный характер, менталитет народа»

http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2157
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Оксана



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 05.05.2011
Сообщения: 1739
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 01, 2013 12:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот цитата из книги Жоржа Нива «Феномен Солженицына» ("Звезда", 2013, №9), которая, устами Солженицына, добавляет к русскому национальному характеру ещё один важный штрих.

«Есть нечто глубинное, фундаментальное в настойчивых напоминаниях Солженицына о том, что «дар раскаяния» издавна свойствен русским (свидетельством чему служит Прощеное воскресенье). Он говорит о «волнах раскаяния», регулярно захлестывавших русское общество (можно вспомнить о Герцене, который каялся в русской вине за подавление Польского восстания 1863 года, однако русское общество его не поддержало, и даже с этого началось падение его авторитета). «В дальнем прошлом (до семнадцатого века) Россия так богата была движениями покаяния, что оно выступало среди ведущих русских национальных черт» («Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни»)».
http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2158
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Оксана



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 05.05.2011
Сообщения: 1739
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 12, 2013 3:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот цитата из очерка Александра Севастьянова «Полюбил либерал националиста» ("Наш современник", 2013, №9).

"...перспектива коренных перемен в условиях жизни как интеллигенции, так и абсолютного большинства русского населения даже не просматривается. И причина этого, как совершенно верно отмечают наши либералы (например, прозорливый Игорь Юргенс), заключается в самом русском населении, которое отнюдь не собирается переделывать свою ментальность, менять образ мысли и деятельности. За двадцать постперестроечных лет в корне изменилась вся наша жизнь, ее основы и принципы обустройства, а вот лестница приоритетов у нашего народа осталась практически неизменной. Об этом свидетельствуют социологические опросы. «Например, на вопрос: “Какое у вас самое заветное желание?” – 23% россиян пожелали ”жить в гармонии с собой и окружающим миром”, ”обрести настоящее счастье” (11%), ”найти счастье в браке”, ”избавиться от неуверенности”. Порой они желают ”улучшить свое материальное положение”, очень редко – ”открыть свое дело” или “совершить выгодную сделку” (1%)».
Мечтательный и непрактичный характер русского человека очень четко виден из этих цифр: непонятно, как можно улучшить свое положение, если не заниматься предпринимательством? Только на чудо, на щучье веленье надеяться… Или, что привычнее, а главное – органичнее для нас, на государство».


Вот мы какие - мечтательные и непрактичные... И это в какой-то мере на самом деле так. Я лично не могу представить себе общество, состоящее сплошь из предпринимателей. Не могут и не должны все заниматься (или мечтать заниматься) предпринимательством. Общество и жизнь гораздо разнообразнее. И даже занимаясь предпринимательством, по-моему, вполне нормально мечтать жить в гармонии с собой и окружающим миром.

http://www.sevastianov.ru/novosti/polyubil-liberal-natsionalista.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Портал Синус (Все Возможные Миры!) -> Форум 7 Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS